Историк раскрыл заслуги "драматурга из госбезопасности" Михаила Маклярского
В осенние дни 1941 года в Москве знаменитый контрразведчик Михаил Маклярский активно работал над созданием надежных легенд для агентов, задействованных в борьбе с гитлеровцами в случае оккупации советской столицы.
Его участие в операции "Монастырь" было ключевым в распространении стратегически важной дезинформации среди немецкого абвера. После окончания Великой Отечественной войны Маклярский обратился к созданию сценариев для популярных художественных фильмов, где чекисты изображались как интеллектуалы, превосходящие врага своими умственными способностями, а не только физической силой и оружием.
Этот контрразведчик, чье имя стало легендарным в мире шпионажа, смог создать целый арсенал ложных сведений и манипуляций, которые способствовали успешным операциям против врага. Его талант в области разведки и дезинформации был признан и использован на благо Родины в самые сложные времена.Михаил Маклярский оставил неизгладимый след не только в истории контрразведки, но и в культурной сфере, благодаря своему вкладу в создание кинематографических произведений, где герои-чекисты были изображены как выдающиеся мыслители и стратеги, способные обходить противника с помощью ума и хитрости.Михаил Маклярский, советский разведчик и герой, отмечает свое 115-летие в эту субботу. Эксперт Национального центра исторической памяти, историк спецслужб Олег Матвеев поделился этой информацией в интервью для РИА Новости.
Следует отметить, что в 1947 году на экраны вышел фильм "Подвиг разведчика", снятый Киевской киностудией, где главную роль исполнил Павел Кадочников. Этот фильм стал популярным благодаря отличной игре актеров и захватывающему сюжету.
Павел Кадочников, ставший позднее лауреатом Сталинских премий и народным артистом СССР, великолепно сыграл роль советского разведчика, заброшенного в тыл врага под прикрытием немецкого офицера. Этот фильм оставил яркий след в истории советского кинематографа и памяти о подвиге разведчиков.
"Фильм "Подвиг разведчика" стал настоящим явлением в советском кинематографе, привлекая внимание зрителей к теме разведки, которая долгое время оставалась тайной за кулисами. Его успех был ошеломляющим - около 23 миллионов человек посмотрели фильм только в кинотеатрах, а после появления телевидения он завоевал еще более широкую аудиторию. Многие советские подростки неоднократно посещали сеансы этой ленты, а для некоторых она стала вдохновляющим примером при выборе своего пути в жизни.Обращение авторов к теме разведки, всего через два года после окончания Великой Отечественной войны, добавило фильму дополнительный интерес и значимость. В то время разведывательная деятельность была окружена мистикой и секретностью, что делало ее еще более привлекательной для зрителей. Сюжет ленты раскрывает сложные моральные дилеммы и героические поступки разведчиков, что вызывает у зрителей сильные эмоции и заставляет задуматься о нравственных аспектах подобной работы.История "Подвига разведчика" оказала огромное влияние на советское общество и стала образцом для подражания. Фильм стал не просто развлекательным произведением, а настоящим уроком мужества и преданности родине для многих зрителей, вдохновив их на подвиги и самоотверженность в своей жизни."Эксперт подчеркнул, что в фильме Павел Кадочников не изображает себя как суперагента-боевика, который постоянно участвует в перестрелках и битвах, а воплощает образ разведчика-интеллектуала, который побеждает врага своим острым умом, а не только стрельбой и беготней. Это делает картину особенно сильной и актуальной, особенно учитывая, что фильм был снят задолго до появления популярных западных шпионских фильмов. Важно отметить, что в титрах фильма указаны авторы сценария: Константин Исаев, Михаил Блейман и Михаил Маклярский. Этот фильм стал ярким примером того, как можно подойти к жанру шпионского детектива с новой, оригинальной перспективой, не копируя западные стандарты, а создавая что-то уникальное и запоминающееся.Новый текст: Мало кто знал, что реальным прототипом главного героя фильма стал спецагент под псевдонимом "Колонист", он же Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов. Это было тайной даже для работников министерства государственной безопасности СССР, которые трудились на Лубянке. И если первые двое участников проекта уже имели за плечами несколько кинокартин, то для Маклярского, автора литературной основы сценария, это был его творческий дебют, а особенно удивительно, что он был полковником госбезопасности. Как отметил Матвеев, создатель фильма, "Подвиг остается неизвестным", этот дебют был значимым и особенным. Весь процесс создания картины был окутан тайной и интригой, ведь история Колониста и его подвиги были малоизвестны широкой публике. Но благодаря усилиям Маклярского и его команды, эта история стала доступна для всех желающих.Таким образом, фильм не только проливает свет на реальные события и героев, но и открывает новую страницу в истории киноиндустрии. Важно помнить и отмечать подвиги тех, кто служил своей стране и совершал невероятные поступки во имя мира и безопасности.В тылу противника на Западной Украине действовал отважный разведчик и ликвидатор нацистских бонз, представляясь офицером вермахта по имени обер-лейтенанта Пауля Зиберта. Он был членом спецотряда "Победители" НКГБ СССР. Неуклонный в своей миссии, Николай Кузнецов погиб в бою с бандитами УПА весной 1944 года. Этот акт героизма стал ярким примером самопожертвования и преданности идеалам.Михаил Маклярский, руководивший отделом 4-го Управления НКГБ СССР, был тесно связан с деятельностью отряда и лично знал Николая Кузнецова. Его вклад в разведывательную работу за линией фронта был неоценим. Вместе с Кузнецовым и другими сотрудниками он совершал сложные операции, направленные на ослабление вражеской обороны.История подвига Николая Кузнецова и его товарищей является важным уроком для современного поколения. Их отвага и самопожертвование в борьбе против фашизма должны быть вечным источником вдохновения для всех, кто стремится к свободе и справедливости.Михаил (имя при рождении Исидор) Борисович Маклярский родился в городе Одессе 16 ноября (по новому стилю) 1909 года в семье портного. Этот талантливый сценарист и создатель фильмов, среди которых есть настоящие шедевры, получил признание не только у рядового зрителя, но и у руководителей страны. Многие фразы из его фильмов стали крылатыми и до сих пор звучат из уст представителей старшего поколения, выросшего на них. Неслучайно, что уже по прошествии нескольких месяцев после выхода в прокат его создатели, в том числе и соавтор сценария Михаил Маклярский, были удостоены Сталинской премии.В 15 лет он остался сиротой, но несмотря на это, смог успешно закончить школу-семилетку и профтехшколу, работая параллельно там, где мог заработать. Пришло время идти на военную службу, и его направили в органы ГПУ Туркменской ССР, где он отслужил четыре года в информационном отделе. В конце 1931 года молодого парня перевели в Москву в центральный аппарат ОГПУ, где он стал оперуполномоченным Особого отдела. В новой должности он продолжил свою службу, погружаясь в мир разведки и оперативной работы.Необычный путь этого парня, начавшего с детства и закончившего важной должностью в центре власти, свидетельствует о его выдающихся способностях и решимости преодолевать трудности.Эксперт отметил, что в периоде, о котором идет речь, Маклярский, вероятно, достиг таких высот благодаря своему участию в работе "команды" выдающегося руководителя, переведенного в столицу. Такие перемещения по службе были обычными в то время, особенно в 1931 году, когда в руководстве ОГПУ происходили значительные изменения, отметил Матвеев. Однако, история не раскрывает подробности этого события, оставляя множество вопросов без ответов. Важно отметить, что заслуги Маклярского в тот период лучше всего демонстрируются одной лишь строкой из его анкеты: в возрасте 25 лет он был удостоен знака "Почетный работник ВЧК-ГПУ", самой престижной награды органов госбезопасности СССР в то время, подчеркнул эксперт.В начале своей карьеры в конце 1935 года Маклярский оказывается в особом отделении аппарата по внутренней охране Кремля. Его таланты и преданность привлекают внимание высших чиновников, и он получает возможность работать в престижном Московском Кремле. Однако вскоре его дальнейшая карьера сталкивается с серьезными трудностями.Летом 1936 года Маклярского переводят из Кремля на строительство канала Москва-Волга в оперативную часть Дмитлага НКВД СССР. Это решение оказывается роковым для его судьбы. 1 мая 1937 года по личному указанию наркома внутренних дел Николая Ежова Маклярского арестовывают по подозрению в участии в террористической организации на канале Москва-Волга. Следует отметить, что его арест стал частью политических репрессий того времени.Но жизнь снова внесла свои коррективы в судьбу контрразведчика Михаила Маклярского. Важно отметить, что в самый пик массовых репрессий августа 1937 года, когда страна была охвачена волной политических репрессий, Маклярского освободили из-под стражи. Это произошло даже несмотря на серьезные обвинения, которые были выдвинуты против него. Его перевели на работу в аппарат ГУЛАГа, но вскоре он был уволен из органов НКВД из-за утраты доверия со стороны руководства. Эксперт добавил, что сам факт ареста и подозрений сильно повлиял на отношение к Маклярскому.В начале Второй мировой войны после разгрома германскими войсками Польши и начала Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины появились первые польские военнопленные, требующие вмешательства советской контрразведки. Этот период стал решающим для Михаила Маклярского, опытного сотрудника, который вернулся на службу и был назначен начальником отдела только что созданного в системе НКВД Управления по делам военнопленных и интернированных.В конце 1940 года снова крутой поворот в жизни Михаила Маклярского наступил, когда он столкнулся с новыми вызовами и ответственностью в своей должности. Его опыт и профессионализм были подвергнуты серьезным испытаниям в условиях военного конфликта и нестабильности. Несмотря на сложности, Маклярский продолжал эффективно выполнять свои обязанности, демонстрируя высокий уровень преданности и компетенции.С каждым новым днем Михаил Маклярский становился все более неотъемлемой частью управления по делам военнопленных и интернированных, принимая активное участие в разработке стратегий и тактик для обработки и контроля военнопленных. Его вклад в работу оказался неоценимым, и его имя стало синонимом профессионализма и надежности в службе.Важной задачей, перед которой стояли коллеги вернувшего доверие контрразведчика, было перевести его на секретно-политическую линию работы в 2-й отдел (СПО) Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. СПО активно боролся с враждебной деятельностью участников антисоветских партий и групп, а также с антисоветской деятельностью церковников, сектантов, националистов. Он также осуществлял контрразведывательное обслуживание вузов, втузов и учреждений культуры, таких как киностудии, издательства и театры. Эту информацию поделился Матвеев.Комиссар госбезопасности Петр Васильевич Федотов занимал должность начальника сразу двух отделов - секретно-политического и контрразведывательного. В период Великой Отечественной войны он возглавлял всю контрразведку НКВД-НКГБ и после ее завершения стал руководителем внешней разведки страны.Возможно, ключ к загадке, почему главный герой пьесы "Подвиг остается неизвестным" и кинокартины "Подвиг разведчика" Маклярский выбрал фамилию Федотов, скрывается именно здесь. Кроме того, еще до войны Федотов руководил работой в Москве спецагента "Колониста", как утверждает Матвеев.В рамках СПО Маклярский оказался вовлечен в контрразведывательную деятельность среди писателей, работников искусства, академической и педагогической общественности. Именно общение с этими людьми положило основу будущей карьеры драматурга и сценариста. Полученные навыки оказались бесценными в период войны, подчеркнул Матвеев.Маклярский, известный своими произведениями, нашел в интеллигенции вдохновение и поддержку для своего творчества. Важное влияние на его жизнь и работу оказалось общение с разнообразными представителями культурной среды, что сыграло ключевую роль в формировании его художественного стиля.В октябре 1941 года, когда Москва готовилась к введению осадного положения, Маклярский был переведен под начало комиссара госбезопасности Павла Судоплатова в 2-й отдел НКВД СССР, который позже стал известным как 4-е Управление. Его задачей стало формирование лучшей агентуры, включая "родное" СПО, для борьбы с диверсионно-террористическими угрозами в случае атаки на столицу. Среди агентов, готовившихся к действиям в городе, был и Николай Кузнецов, известный как "Колонист". Управление этим подпольем было поручено начальнику контрразведки НКВД Петру Федотову, который перешел на нелегальное положение.Начиная с октября 1941 года, Маклярский активно участвовал в создании сильной и надежной агентуры, специализирующейся на контрразведке и борьбе с диверсионными угрозами. Он стремился объединить лучших агентов, включая опытное "родное" СПО, чтобы защитить столицу от возможных атак противника. С учетом назревающей угрозы и необходимости подготовки к любым сценариям, Маклярский и его команда тщательно планировали действия каждого агента, включая Николая Кузнецова, чтобы обеспечить безопасность города и его жителей.В эпоху тревожных событий начинающий драматург совершенствует свое мастерство, выстраивая интриги для агентов, оставленных в городе. Ошибка или небрежность могут стоить жизни агента или целой группе, подчеркнул Матвеев.С постепенным нарастанием опыта Маклярский занимает высокие позиции в структуре 4-го Управления НКВД-НКГБ, ответственного за разведывательные и диверсионные операции на оккупированных территориях. После освобождения этих территорий он продолжает руководить разведывательной деятельностью в странах Восточной Европы.Важность точности и доверия в работе разведчика становится все более явной, поскольку от этого зависит не только успех миссии, но и жизни многих людей. Каждое слово, каждое действие имеет значение в мире шпионажа и контрразведки.Важно отметить, что Маклярский активно участвовал в разработке идеи выдающейся оперативной игры с немецким абвером под названием "Монастырь", которую проводили подчиненные Павла Судоплатова с 1942 по 1945 год. Эту информацию подтвердил Матвеев.Следует выделить роль ключевой фигуры операции - агента СПО НКВД с 1934 года Александра Демьянова ("Гейне"), который был подставлен разведке противника как эмиссар якобы прогерманской организации "Престол" в Москве. Легенда, разработанная Маклярским для этого ценного агента, успешно прошла проверку в абвере и сформировала доверие к нему до конца войны. Эта дезинформация стратегического характера, направленная противнику в рамках радиоигры, оказала влияние на ход некоторых сражений, подчеркнул Матвеев.После того, как полковник Маклярский был вынужден уволиться из органов госбезопасности из-за болезни в феврале 1947 года, он продолжил свою карьеру в киноиндустрии. Несмотря на это, уже в сентябре того же года на экраны страны вышел фильм "Подвиг разведчика", который стал одним из самых ярких проектов того времени. После нескольких лет работы в управлении Объединения "Совэкспортфильм", Маклярский вернулся к творческой деятельности. Вместе с Константином Исаевым, также из Одессы, он стал соавтором сценария фильма "Секретная миссия", который вышел в прокат летом 1950 года. Этот фильм стал еще одним ярким достижением в карьере Маклярского и Исаева, привлекая внимание зрителей своей захватывающей историей и качественной игрой актеров.Новые предложения в начало, середину и конец:"Фильм "Секретная миссия", просмотренный более чем 19 миллионами зрителей по всей стране, оказался не только увлекательным произведением кинематографа, но и предвосхитил сюжет будущего шедевра Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны". По сюжету этого фильма советская разведка раскрыла и помешала сепаратные переговоры гитлеровцев с англо-американцами о капитуляции немецких войск на Западном фронте в 1945 году", - подчеркнул Матвеев."Примечательно, что главного героя, сыгранного актером Алексеем Грибовым, зовут Петр Васильевич. Этот персонаж, представляющий советскую разведку, стал символом мужества и преданности своей стране во время важного исторического периода".Таким образом, фильм "Секретная миссия" не только рассказал захватывающую историю о разоблачении врагов, но и пролила свет на важные события Второй мировой войны, которые оказались ключевыми для исхода конфликта и победы над фашизмом."Эксперт отметил, что жест почтения соавтора сценария Михаила Маклярского к тогдашнему начальнику внешней разведки СССР, Петру Васильевичу Федотову, был своего рода признанием их совместной работы в создании подпольной агентурной сети для случая оккупации Москвы во время войны. Этот жест был особенно значим, учитывая их тесное сотрудничество на протяжении всей войны.Однако, несмотря на получение двух Сталинских премий, Маклярского не удалось избежать ареста в ноябре 1951 года по обвинению в участии в "сионистском заговоре в МГБ". Премия I степени за фильм также была вручена коллективу авторов, что подчеркивает их значимость и вклад в кинематограф.Это показывает, что даже высокие награды не всегда могут обеспечить защиту от политических обвинений и репрессий. Судьба Маклярского стала ярким примером того, как даже талантливые и заслуженные люди могут стать жертвами политических игр и репрессий.Выйдя на свободу после проведения двух лет в заключении без приговора, Маклярский был освобождён в период после смерти Сталина и ареста Берии в соответствии с положениями Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии", как отметил Матвеев. После этого он окончательно выбрал для себя творческую профессию писателя-драматурга, успешно завершил обучение на Высших литературных курсах при Литературном институте имени Горького и активно включился в работу Союза писателей и Союза кинематографистов. Будучи первым руководителем Высших сценарных курсов, Маклярский возглавлял эту организацию целых 12 лет, внося значительный вклад в развитие кинематографии и литературы. Его творческий потенциал и профессионализм были признаны коллегами и критиками, что отразилось на успехе его работ и проектов. В результате своего труда и усердия он стал известным и уважаемым специалистом в сфере культуры и искусства.Михаил Маклярский - известный сценарист, чьи работы стали популярными среди зрителей. В сотрудничестве с Львом Шейниным, Кириллом Рапопортом и другими коллегами он создал сценарии для нескольких кинокартин, посвященных работе сотрудников контрразведки и уголовного розыска. Эти фильмы, такие как "Выстрел в тумане", "Инспектор уголовного розыска" и "Расследование", стали популярными благодаря захватывающим сюжетам и увлекательным персонажам. Всего различными киностудиями было снято 11 художественных фильмов по сценариям Маклярского, что подтверждает его талант и востребованность в индустрии кино.Писатель-драматург Михаил Маклярский, помимо своих произведений в области госбезопасности, также создал более десятка пьес приключенческого жанра. Среди них: "Опасный перекресток" (в соавторстве с Алексеем Спешневым), "Совершенно секретно" (в соавторстве с Константином Исаевым), "Несчастный случай" и "Пока не поздно" (обе с Дмитрием Холендро), "Кафе "Лира" и "Высшая мера наказания" (обе с Кириллом Рапопортом) и другие.Кроме того, стоит отметить, что Михаил Маклярский скончался в июне 1978 года и был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Посмертно на экраны вышли фильмы "Агент секретной службы" и "Расследование", созданные на основе его произведений.Михаил Маклярский оставил неизгладимый след в литературе и кинематографе, своими произведениями подарив зрителям и читателям захватывающие истории, наполненные интригой и напряжением.Экстремистская организация, запрещенная в России, вызывает серьезную обеспокоенность властей и общества. Ее деятельность направлена на нарушение законов и порядка, а также на провокацию социальной нестабильности. Подобные организации создают угрозу для безопасности граждан и могут привести к серьезным последствиям. Недопустимо, чтобы экстремистские группировки находили поддержку и покровительство в обществе. Такие организации используют различные методы пропаганды и манипуляции, чтобы вербовать новых членов и распространять свои идеи. Важно принимать меры по пресечению их деятельности и предотвращению потенциальных угроз.Для обеспечения безопасности и стабильности в стране необходимо усилить меры по борьбе с экстремизмом и запретить деятельность подобных организаций. Важно также проводить просветительскую работу среди населения, чтобы предотвратить радикализацию и противостоять экстремистским идеям.Источник и фото - ria.ru